• Главная

Все новости

Юрий Ефросинин об опыте и проектах Ventra в условиях дефицита кадров

Рынок труда вчера и завтра: тренды, парадоксы, решения.

Прошлогодние вызовы заметно ускоряют трансформацию рынка труда, одинаково активно вовлекая в процесс и работодателей, и кандидатов.

С началом перехода рынка труда от затишья к росту все старые проблемы ожидаемо заиграли яркими красками.

Где бизнесу черпать ресурсы на гибкую адаптацию к изменениям? Какими видятся ближайшие перспективы?

Экспертным мнением о текущей ситуации на рынке массового, производственного и квалифицированного персонала, новых вызовах и тонкостях выстраивания HR-процессов и коммуникаций под текущие реалии делится Юрий Ефросинин, директор Ventra HR Services.


Об изменениях, произошедших за год на рынке труда, говорилось много и эмоционально.

Но, на сегодняшний день более острыми являются вопросы на тему «Чего ожидать завтра?».

В нынешних глобальных реалиях давать прогнозы можно лишь опираясь на недавний опыт и знание ситуации изнутри.

Как 2022 год менял рынок труда.

Весь прошлый год работодатели следовали общему тренду – максимально возможное сокращение издержек, включая фонд оплаты труда.

Однако в некоторых сегментах – на производстве, в логистике, розничной торговле и сервисах доставки – наблюдался настолько острый дефицит кадров, что для закрытия потребностей в персонале работодателям приходилось даже идти на пересмотр возрастных и гендерных требований.

Что касается квалифицированных сотрудников, наибольший голод работодатели испытывали в части привлечения ИТ-специалистов, инженеров, экспертов строительной отрасли.

 Сильнее всего «трясло» производственный сектор: по данным РСПП с рекордным дефицитом кадров столкнулись две пятых отечественных компаний, а согласно оценкам Института экономической политики им. Гайдара в пищевой промышленности не хватало до 70% персонала, в машиностроении около 35%, на пищевых производствах – 25%.

С учетом сложной геополитической и экономической ситуации для соискателей на первый план вышли возможность удаленной работы и получения отсрочки от мобилизации.

Как заявила ФНС России, за год количество зарегистрированных в стране самозанятых граждан выросло в 1,7 раза. Растущий интерес к платформенной занятости показал, что по разным причинам кандидаты в прошлом году более активно стали рассматривать подработку как источник дохода.

Тренды и парадоксы 2023 года

По результатам собственных опросов мы видим, что в текущем году просматривается ряд парадоксальных ситуаций. Во-первых, на отечественном рынке сохраняется достаточно большой пул работодателей, предпочитающих срезать обещания по заработной плате в самом финале коммуникации с соискателем.

Однако, представители наиболее востребованных профессий и специалисты нацелены на рост собственных доходов, поэтому в последний момент часто отказываются выходить на работу.

 Во-вторых, еще далеко не все российские работодатели пришли к готовности принять удаленный формат. В то же время для востребованных специалистов, особенно с опытом работы в международных компаниях, принципиально важна возможность частичной удаленной занятости.

В-третьих, существует серьезная проблема "релокантов", поскольку многие специалисты сегодня находятся не там, где они нужны.

Есть разные данные по поводу оттока трудоспособного населения из России за последний год, но, если ориентироваться на заявления главы Минцифры, только среди айтишников порядка 100 тыс. человек покинули страну в период обеих волн миграции.

И если занятость ИТ-специалистов на удаленке – вопрос решаемый, то с перемещением остальных необходимых кандидатов из других регионов у работодателей возникают определенные сложности.

 Так, при принятии решения важную роль играет возможность переезда и устройства на новом месте семьи будущего сотрудника.

Наконец, наблюдается яркий парадокс в части ожиданий к портрету кандидата.

В профессиональном сегменте работодатели хотят нанимать граждан РФ с качественным профильным образованием и соответствующим опытом, гибких, стрессоустойчивых и готовых при необходимости к переезду.

 В реальности рынок соискателей среди «белых воротничков» по большей части состоит из людей 45-65 лет, не всегда с подходящим опытом, чаще всего не готовых на релокацию.

В массовом сегменте работодатели отдают предпочтение молодым, здоровым, готовым к физическому труду и сменному графику мужчинам, с чистой биографией и без особых притязаний в части карьерного роста.

 В действительности же,  рынок соискателей составляют люди без соответствующего образования и необходимых допусков, а также те, кто не может трудоустроиться в регионе проживания.

 При этом 40% анкет сегодня принадлежат женщинам.

Где решения?

В текущем году рынок труда все еще остается кандидатским.

 Компании продолжают конкурировать в погоне за лучшими кадрами, и с большой вероятностью скоро мы сможем наблюдать обострение кадрового голода по всем направлениям, особенно по отношению к дефицитным инженерным ресурсам и представителям массовых профессий в растущих отраслях.

Определенно, для соискателей сейчас важны вопросы оплаты труда и стабильности работодателя, то есть его умения противостоять глобальным вызовам и проявлять гибкость в форматах занятости.

Чтобы разрешить все  парадоксы и выстроить HR-процессы и коммуникации под новые реалии и без увеличения затрат, работодателям придется искать принципиально иные способы привлечения трудовых ресурсов, выстраивая бренд работодателя, поощряя дистанционную занятость, предоставляя гарантии и поддержку в наиболее острых моментах, таких как например, поддержка при мобилизации.


Решающее значение при реализации всех этих целей будет принадлежать умению компании сфокусироваться на ключевых задачах, и выбору поставщика-партнера, который сможет решить задачи, связанные с массовым подбором персонала и закрытием сложных ролей, действующего в фарватере внутренних запросов заказчика и ответственного за результат.

Другие новости

Новости

Пресс-центр

Анна Ларионова

Анна Ларионова

Информация для СМИ:

Дорогие коллеги, 
Ventra открыта к диалогу и готова делиться своей экспертизой и опытом. Мы с радостью поделимся последними новостями и оперативно предоставим мнения первых лиц компании. 



Контакты для СМИ:
marketing@ventra.ru



EN
Обратная связьОбратная связь