Термин Out-of-stock применяют, если покупатель не может найти нужный ему товар в магазине. Речь не о новых позициях, которые еще не прибыли на место продажи, а о товарах, которые указаны на ценнике и в отчетах, но фактически отсутствуют на полках.
При этом документы и электронные данные могут подтверждать присутствие товара. И если возникает такая ситуация, несут потери абсолютно все – потребитель, который хочет, но не может приобрести товар, производитель и продавец. До трети прибыли магазин может потерять из-за Out-of-stock. Чтобы избежать этого, достаточно обеспечить наличие востребованного продукта и доступ к нему.
OOS обычно развивается по различным сценариям:
- товар покупателем не найден и поэтому не приобретен;
- обнаружен похожий продукт, но с иными характеристиками;
- товар найден, но по каким-то причинам покупателю не подходит;
- товар выставлен на новом месте, где не все покупатели его находят.
Предотвращать ситуации Out-of-stock должен как поставщик, так и продавец. Но в основном меры принимаются только в отделе снабжения. Больше всего Out-of-stock вредит среднепродающимся маркам, на которые есть стабильный спрос.
Из-за чего случается Out-of-stock
Out-of-stock возникает по разным причинам. Это могут быть ошибки сотрудников на разных уровнях и другие факторы. Например:
- неготовность магазина или поставщика к повышению спроса на позицию – к примеру, в сезон или после проведения рекламных акций;
- недостаточное количество товара в партии из-за ошибки в расчетах;
- задержки с доставкой, от элементарной поломки транспорта до сложных погодных условий;
- дефицит оборотных средств, непогашенная дебиторская задолженность и другие финансовые проблемы;
- непрофессионализм сотрудников, ответственных за заказы и реализацию товара в точках сбыта.
Предотвратить Out-of-stock в деятельности магазина теоретически можно, но избавиться от него полностью – нет. Это связано с конфликтом интересов торгового представителя и производителя. Первая сторона хочет иметь неограниченный запас товара, а вторая не желает расходовать ресурсы на выгоду, которая есть только в перспективе.
Поэтому определенный процент Out-of-stock всегда присутствует. И основная задача – по возможности не допустить его превышения.
Кто виноват?
К сожалению, в России Out-of-stock – явление более частое, чем в западной части материка. Это одинаково беспокоит производителей, дистрибьюторов и покупателей. Решить проблему должна правильная реакция на запросы целевой аудитории. И, чтобы поддерживать необходимое количество товаров в наличии, необходимы разные подходы и методология.
И хотя масштабы Out-of-stock в России больше, во всех странах причины возникновения такой ситуации примерно одинаковы. Их в полной мере отражает следующая структура:
-
Неправильная информация и прогнозы
Обычно в этом случае Out-of-stock провоцируют следующие действия:
- ошибки в прогнозировании;
- неправильная информация по остаткам;
- некорректный график поставок.
-
Проблемы ритейлеров
Как правило, это причины, спровоцированные операционными ошибками:
- несвоевременное наполнение полок и стеллажей;
- неточности при оформлении заказов;
- неэффективные операции РЦ;
- удаление позиции из ассортиментной матрицы;
- физические потери продукции.
-
Проблемы поставщиков
Out-of-stock на этой стороне часто связан с недостаточной надежностью поставщиков и прочими проблемами:
- неверное соотношение заказ/поставка;
- ошибки при сбыте продукции;
- утеря товара.
Приблизительно в 43% к ситуации OOS приводят действия производителей, в 32% – действия персонала, когда товара, который числится в торговой точке, на полках нет, а в 25% – недочеты в прогнозах и неправильные заказы
Как сократить OOS
Сделать что-то без внимания руководства компании сложно. Необходимо осознать проблему и мотивировать сотрудников на предотвращение Out-of-stock – только так можно добиться хороших результатов. 80% успеха в борьбе с Out-of-stock – это действия людей.
Меры по снижению процента Out-of-stock предполагают проведение обязательных периодических измерений. Используют два основных метода:
- Физический аудит: информация о количестве товаров на стеллажах, которую предоставляет аудиторская компания.
- Электронные POS-отчеты о продажах: информация о запасах, поставках, заказах, продажах и убытках.
Проводится анализ поставок на всех этапах, со дня отгрузки до реализации товара покупателю, с использованием физических и электронных данных.
Также по наличию и дефициту товара в торговом зале составляется подробный отчет, который позволяет оценить масштабы Out-of-stock. Проблемные позиции помечаются цветами:
- красным – для продукции, которой не оказалось в наличии;
- желтым – для продукции, которая не была выставлена.
При обозначении данных определенным цветом учитываются такие параметры, как отклонения от нормы за последние 11 недель, информация о поставках, рекламных акциях, блокировках товара и других операциях.
Аналитика OOS
Значимость Out-of-stock бывает разной, при этом учитывается востребованность товара. Гораздо больше убытков принесет отсутствие на полках бестселлера, чем товара, не имеющего регулярного спроса.
В разных категориях товара вероятность переключения потребителя с одной позиции на другую также неодинакова. И приводит к разным последствиям.
Для оценки рейтинговых товарных позиций и групп можно применять АВС-анализ. Это дает возможность наиболее рационально распределить три основных ресурса торговой организации:
- площадь, занятую товаром;
- рабочее время персонала;
- финансы организации.
Например, в крупной организации с ассортиментом более 15 000 позиций такая аналитика помогает выявить 20% позиций, обеспечивающих 80% прибыли, и последовательно выстроить их. На эти позиции впоследствии необходимо обращать больше внимания.
Таким образом, отчет Out-of-stock помогает точно определить убытки по самым рейтинговым товарам, которые приносят основную прибыль магазину.
Чтобы получать точные данные по этим позициям, необходимо четко распределить товары, дающие 80% прибыли, по группам А, В и С. Дифференцирование товаров проходит следующим образом
- А – 50% от АВС;
- В – 30% от АВС;
- С – 20% от АВС.
Такая система обеспечивает эффективный менеджмент и рациональное использование ресурсов компании только на авторитетные позиции.
Формирование отчета Out-of-stock
При подготовке отчета Out-of-stock необходимо сконцентрировать внимание на наиболее приоритетных продуктах, которые приносят основную прибыль.
Также определяется сквозной товарный рейтинг всех групп товаров за прошлый месяц. Высокий процент Out-of-stock говорит о серьезном снижении оборотов и отсутствии приоритетов в управлении торговлей.
При составлении отчетов группы А и В требуют особого внимания. Приоритетная задача – устранить причины, которые приводят к падению спроса на эти товарные позиции. Если удается снизить процент Out-of-stock в группах А и В, это положительно сказывается на позициях других товаров, в том числе группы С.
Скорость оборота товаров – важнейший параметр, который необходимо учитывать при подготовке отчета OOS. Наиболее высокая скорость оборота у товаров повседневного спроса и пищевых продуктов. А самые низкие обороты у сегмента non-food, они составляют обычно не более 6 раз в год. Только учитывая эту величину, удастся оценить работу отдела закупок.
Вот лишь несколько примеров задач, которые можно решить, используя методики анализа OOS и АВС:
- свести к нулю кредиторские и дебиторские задолженности;
- сократить количество позиций товаров и поставщиков, не попадающих в рейтинги АВС;
- значительно повысить доход торговой точки.
Чтобы достичь этих результатов, не менее важны другие инструменты мерчендайзинга и профессиональный подход к аналитике Out-of-stock. Ventra использует в работе собственные инструменты аналитики BI-платформы. В рамках услуги мерчендайзинга мы исключаем возникновение ситуаций Out-of-stock и помогаем своим клиентам повысить продажи.
Клиенты Ventra получают детализированную отчетность и доступ к инструментам контроля на платформе Ventra Portal. Гарантируем полную прозрачность сотрудничества!
Другие новости
Новости
Пресс-центр
Анна Ларионова
Дорогие коллеги,
Ventra открыта к диалогу и готова делиться своей экспертизой и опытом. Мы с радостью поделимся последними новостями и оперативно предоставим мнения первых лиц компании.
Контакты для СМИ:
marketing@ventra.ru