Статья: Как запрет заемного труда за два года изменил рынок кадровых агентств

Untitled design (3)

 О том, как изменился рынок кадровых агентств, почему это повлияло на аутсорсинг, и что стало с «серыми» игроками — в экспертной статье руководителя VENTRA Trade Юлии Бабинской.

Заемный труд в пользу «серых»
До изменений в кодексе организации пользовались услугами частных агентств занятости, предоставлявших заемных работников, которые юридически оставались сотрудниками этих агентств. Это давало заметную экономию для компаний, особенно в случаях «пиковых нагрузок», связанных, например, с ростом продаж или сезонными работами, а также при временной необходимости в высококлассном специалисте для отдельных проектов. К тому же аутстаффинг упрощал кадровый учет.
Но такая схема привлекала и «серые» кадровые агентства. Так как зона аутстаффинга до этого не имела четкого правового регулирования, в группе риска находились как заемные сотрудники, имевшие меньше трудовых и социальных гарантий при работе в другой компании, так и сами работодатели, которые получили бы недостаточно квалифицированную рабочую силу или столкнулись с банкротством недобросовестного агента.
Поправки в Трудовой кодекс РФ в рамках Закона №116-ФЗ понадобились, чтобы поместить эти процессы в урегулированное правовое поле. Глава 53.1 ТК РФ четко прописывает случаи, когда аутстаффинг не противоречит законодательству. Например, если работника направляют к физлицу для личного ведения домашнего хозяйства. Также его могут направить к индивидуальным предпринимателям и  юридическим лицам, если надо временно заменить отсутствующего сотрудника, либо на период до 9 месяцев на временный проект или для расширения бизнеса. Если проект длится дольше этого срока, работника обязаны взять в штат.
Предоставлять работников с 1 января 2016 года могут либо  юридические лица, аффилированные с принимающей стороной, либо частные кадровые агентства. Для последних условия работы заметно ужесточились: аккредитация в Роструде требует регистрации на территории России, уставного капитала от миллиона рублей, наличие у руководителя высшего образования и стажа работы   в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года и так далее.
Место аутстаффинга занимает аутсорсинг
На момент написания материала в реестре Роструда — 808 частных агентств занятости. Добросовестные агентства оформляют сотрудников, исполняют нормы законодательства и не вызывают нареканий с точки зрения регуляторов.
Так как работодатели стали ограничены в трудовых ресурсах, а потребности бизнеса в выполнении определенных функций сохраняются, многие пришли к аутсорсингу.  При аутсорсинге  клиенты передают  провайдерам больше функций и полномочий, связанных с непосредственным достижением результата. В этом случае выигрывает как заказчик услуг, так и исполнитель, хотя и требуется больше ответственности и уровня подготовки.
Однако некоторые агентства продолжают использовать «серые» схемы и стараются не попадаться на глаза регуляторам, работая с небольшими компаниями.
Агентства не могут, а клиенты не хотят
На сохранение «серых» схем сегодня влияет два фактора. Клиенты не готовы передать на аутсорсинг важные бизнес-функции. Сами кадровые агентства тоже не хотят брать на себя повышенные обязательства: ведь аутсорсинг — на ступеньку выше аутстаффинга с точки зрения профессионализма.
По мнению руководителя компании VENTRA Trade Юлии Бабинской, профессиональные игроки рынка аутсорсинга не просто оформляют людей и начисляют зарплату, но и берут ответственность за достижение результатов. «Чтобы добиться целевых бизнес-показателей, поставщикам услуг по аутсорсингу бизнес-процессов нужно четко понимать бизнес клиента, текущие потребности рынка, работающие инструменты и технологии в части качественного формирования проектных команд, системной подготовки и обучения, и, безусловно, иметь профессиональные навыки в управлении людьми, процессами, показателями», — комментирует Ю. Бабинская.
Правовое регулирование заемного труда и деятельности кадровых агентств было необходимо, и с этой функцией Закон №116-ФЗ в целом справился. Ужесточение требований к аккредитации частных агентств помогло очистить рынок от недобросовестных игроков. Другое дело, что новые условия дали толчок развитию аутсорсинга, к которому рынок оказался не готов: далеко не все агентства сегодня могут разделить с клиентом ответственность за результат. Такие некомпетентные игроки становятся причиной недоверия со стороны клиентов и к агентствам с серьезной экспертизой. Между тем, рынок аутсорсинга продолжает развиваться и находить новые инструменты, и чем чаще клиенты будут обращаться к профессиональным игрокам, тем быстрее и качественнее будет идти этот процесс.
Читать статью на сайте Retail&Loyalty

Другие новости по теме