Статья: Российский рынок ИТ-услуг в 2017 году: шаг в сторону или полшага назад?

новости фото


 

Не случайно появилась шутка, что «найти хорошего «джависта» (разработчика Java) сложнее, чем найти настоящую любовь».

 

Константин Уманский, руководитель VENTRA IT Solutions

Отечественный рынок ИТ-услуг сложно переоценить.

В том смысле, что даже самые оптимистичные аналитики и игроки согласны, что его объем, выраженный в деньгах весьма скромен по сравнению со многими другими секторами. А уж если смотреть в процентном отношении, например, к ВВП, то разрыв с аналогичными показателями развитых стран становится и вовсе драматичным. Обратной, позитивной стороной медали является значительный потенциал роста, для реализации которого, очевидно, сам рынок должен изменится.

В 2017 году можно было увидеть признаки таких изменений: как со стороны потребителей сервисов, так и со стороны поставщиков. Во-первых, многие крупные игроки начали движение и пытаются найти свое место под солнцем, меняя профиль деятельности и стараясь найти более перспективные ниши. Например, смещение фокуса с интеграции на облачные услуги. В целом рынок крайне мобилен и подвижен.

Примечательно, что начинают разрываться многолетние, устоявшиеся связи между крупными заказчиками и обслуживающими их ИТ-компаниями. Последние теряют свои контракты, им на смену приходят новые игроки. Причина видится в том, что требования рынка меняются, но не все поставщики ИТ-сервисов готовы изменить свой подход и бизнес-процессы так же быстро.


Чего же хотят клиенты сегодня и в перспективе?

SLA – краеугольный камень сервисной модели — перестает быть ключевым критерием качества. Даже полное соблюдение оговоренных метрик по времени реакции и решения не является гарантией продолжения сотрудничества. Зато все большее значение приобретает показатель удовлетворенности как со стороны руководства компании, так и со стороны конечных пользователей. А на их восприятие влияет куда как большее количество факторов. Простой пример: сотрудники хотят использовать в рабочих процессах те же инструменты, что и в частной жизни. Например, создавать заявки и общаться с поддержкой в Telegram или Whatsapp. И таких нюансов в процессе предоставления сервиса всплывает масса. Готовы ли к ним провайдеры? Если же мы посмотрим с точки зрения бизнеса, то он ждет высокой степени предиктивности: основная задача не столько устранение инцидентов, сколько их предугадывание и предупреждение. Это опять же требует перестройки, ухода от модели работы по запросу, как годами работали сервисные компании.


Самым серьезным образом на рынок влияет цифровизация бизнеса

В большинстве бизнесов ИТ были лишь частью общего, несли поддерживающую, обеспечительную функцию. А теперь роль и значение информационных технологий меняется радикально. Цифровизация выделяется в отдельную функцию во многих крупных компаниях, на стыке бизнеса и ИТ появляется позиция директора по цифровизации (Digital Director). Его основная задача — увидеть, как технологии могут помочь компании больше зарабатывать и формировать лояльность клиента.

Все это приводит к тому, что ИТ-сервисы становятся ключевым активом и непосредственно генерируют прибыль. Например, для ритейлеров ИТ всегда нужны были для того, чтобы магазин работал без сбоев, а теперь для многих продажи в интернет-магазине превосходят продажи в магазинах сети. Электронная коммерция становится основным бизнесом. Аналогичная ситуация с банками, которые сегодня уже по сути являются ИТ-компаниями с банковской лицензией.

И вот когда бизнес по-настоящему осознает важность и ценность ИТ, то он старается сосредоточить такие компетенции и таких людей у себя. Опять же очень показателен финансовый сектор, где банки массово отказываются от услуг аутсорсинга разработки и переводят разработчиков в штат. Это дороже, менее удобно, но они считают, что ценность внутренней команды будет выше.


Поэтому цифровизация — это серьезный вызов для модели ИТ-аутсорсинга

Аутсорсинг подразумевает, что ты отдаешь второстепенные функции специализированным комапниям, а сам концентрируешься на основном бизнесе. Но если ИТ становятся основным средством производства, то никто уже не хочет отдавать его на сторону, а хочет сам им управлять и развивать. И с точки зрения развития рынка это в каком-то смысле полшага назад, ну или, по крайней мере, шаг в сторону. Сегмент поддерживающих функций, технической поддержки и сервисов сокращается. Но при этом рынок, связанный с ИТ-решениями, направленными на увеличение прибыли, на цифровые модели бизнеса, очень сильно растет. Уже есть дефицит профильных специалистов.

Другие новости по теме